Европы 1992 и конкурентные стратегии для североамериканских фирм

Как Европейского сообщества (ЕС) продолжает свои планы по завершению единого внутреннего рынка до 1992 года, возникают вопросы для руководителей многонациональных корпораций (МНК). "Европа 1992" означает отмену всех оставшихся внутренних барьеров на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В центре внимания данной статьи является вероятным стратегического планирования деятельности менеджеров Северной Америки в Европе 1992 года. Глубокие изменения для бизнеса, связанных с осуществлением единого европейского закона типичный "окружающей среды" изменения, которые могут быть проанализированы с использованием современных методов бизнес-политики, таких, как популярность Майклом Портером (1980, 1985).

Общественного содержания политики Европы 1992 целей ликвидации большинства нетарифных барьеров для торговли в рамках ЕС на основе осуществления около 280 мероприятий. Эти директивы требуют устранения технических, физических и финансовых барьеров, а также либерализации потоков капитала и политики в области государственных закупок. Технические барьеры относятся к гетерогенным стандартов, касающихся, например, здоровья и безопасности, которые часто служат для защиты отечественных производителей. Физических барьеров, в первую очередь связаны с чрезмерной пограничного контроля из-за административных требований (например, различия в налог на добавленную стоимость).

Там будет большее соответствие между различными национальной политики и государственные системы управления, как результат действия двух факторов. Первое приближение ", или приносить такие вещи, как косвенных налогов в линии, ряд различных налоговых ставок снижается. Второго является взаимное признание-взаимного признания всех национальных правительств видов экономической деятельности (с помощью, скажем, финансовые учреждения) и профессиональной квалификации принимаются в одной из стран ЕС.

Концепции взаимности предусматривает согласование политики, так как "дома" стандартов страны будет применяться в "принимающих" странах. Она включает в себя гораздо большей степени интеграции, чем "национальный режим", согласно которой стандарты принимающей страны, в равной степени для отечественных и зарубежных фирм.

Основанием для движения в направлении единого рынка к 1992 году 12 членов ЕС сформулирована в большое и растущее количество литературы. Пожалуй, наиболее влиятельных исследований является обоснование Паоло Чеккини для внутреннего рынка (1988). Базовые исследования аль Эмерсон и др. (1988) изучить экономические выгоды от 1992 более подробно. ЕС поручил оба этих исследований, которые помогли создать благоприятный климат общественного мнения в поддержку Европы 1992 года. Для более критической британских анализ 1992, исследование Центра по бизнес-стратегии в London Business School, по Дэвиса. (1989), представляет интерес. Американская перспектива обеспечивается Calingaert (1988) Национальной ассоциацией планирования.

В этих условиях планируемого внутренней гармонии и стандартизированных регуляторной и фискальной практики, существует естественная реакция корпоративных закреплен разработке и реализации соответствующих стратегий. В некоторой степени, европейских фирм имеют преимущества в адаптации своей стратегии на 1992 год, поскольку они уже указывалось пан-европейского производства, распределения и управления человеческим ресурсами. Их конкурентоспособность стратегий, которые уже включают аспекты 1992. Основное внимание здесь будет сделан на конкурентные стратегии неевропейских корпораций, включая транснациональные корпорации из Канады и Соединенных Штатов. Мы считаем, что эти компании должны понимать, новый европейский "менталитет" благожелательно отнестись к 1992, о чем также выступили Де'Круз (1989). Северная Америка, входят Соединенные Штаты и Канаду, а эти рынки являются в настоящее время с высокой степенью интеграции в результате между Канадой и США соглашения о свободной торговле от 1989 года.

Корпоративные стратегии ЕВРОПЫ 1992

Концептуально, влияние Европы 1992 по различным отраслям, даже на отдельные фирмы, показана на рисунке 1. Это основано на (1986) глобализации Бартлетт / национальных мер в ответ матрицы. Мы продлили основу для рассмотрения корпоративной стратегии и реагировать на изменения в торговой политике (Rugman Вербеке и 1990). Сейчас мы его адаптации к рассмотрению вопроса о корпоративной ответы Европы 1992 года.

Горизонтальной оси меры, необходимость в корпорации реагировать на суверенитет. Компании должны быть "национально реагировать" на потребительских вкусов и государственного регулирования в соответствующих странах Европы, в которых они работают. Суверенитет означает, что корпоративные мероприятия должны быть адаптированы к местным условиям, и по содержанию и процесса. Это может означать, географическая разбросанность деятельности или децентрализации, координации и контроля для отдельных компаний. Единого рынка 1992 года, может привести либо к низкой или высокой степени осознания необходимости суверенитета бизнеса.

Вертикальной оси дает анализ того, о необходимости экономической интеграции, который часто называют глобализацией. Движение вверх по оси приводит к более высокой степени экономической интеграции, определить, как эффект масштаба захваченных в результате централизации проведения конкретных мероприятий в цепочке создания добавленной стоимости в местах с сильным воспринимается стране особые преимущества, или получение выгод от более тесной координации и контроля географически рассредоточенных деятельности.

На основании этих двух осей на рис 1, четыре случаях могут быть выделены. Квадранты 1 и 4 простых случаях. Эти два случая, когда последствия изменения окружающей среды, таких как 1992 явно влияет на движение фирмы к более высокому необходимости реагировать на одной переменной, и одновременно уменьшается необходимое реагирование на другую переменную. В Квадрант 1, необходимость глобализации увеличивается и необходимость в осведомленности о суверенитете низком уровне. Такой акцент на экономии от масштаба приведет к конкурентоспособной стратегии, основанные на первой общей стратегии Портера ценовой конкуренции. Слияния и поглощения приведут. Противоположная ситуация характерна для Квадрант 4, где суверенитет вопросам глобализации, но мала. Там, нишевые стратегии должны осуществляться, компании будут адаптироваться продукции, удовлетворяющей самым высоким требованиям суверенитета и игнорировать масштаба, как глобализация не имеет значения.

Квадранты 2 и 3 отражают более сложных ситуаций. Квадрант 2 относится к тем случаям, в которых оба необходимость интеграции и повышения осведомленности о суверенитете мала. Это означает, что и потенциал для получения эффекта масштаба и выгод регионального снижения отзывчивости. Типичные стратегии Квадрант 2 будет включать промышленности характеризуется повышенной международной стандартизации товаров и услуг. Это может привести к снижению потребности для централизованного контроля качества и централизованного принятия стратегических решений, одновременно исключая требования адаптации деятельности для отдельных стран.

И наконец, в квадранте 3 необходимо для интеграции и суверенитета увеличиваться, что означает, что различные виды деятельности в вертикальной цепочке столкнулись с противоположной тенденции - к примеру, выше потребность в интеграции в производство вместе с повышенными требованиями по региональной адаптации в области маркетинга. Это один из самых сложных квадранта, а один, в котором многие успешные глобальном адаптивной МНП необходимо выполнить. С помощью этой базы, мы можем проанализировать последствия от 1992 года о различных отраслей и фирм, расположенных как в странах ЕС и за его пределами (особенно экспортеров из третьих стран).

Ключевые предложения в этой статье, является то, что Европа 1992 был разработан на брюссельских бюрократов, чтобы помочь европейских фирм двигаться в Квадрант 1. Это позволит создать естественный барьер на вход (с точки зрения Портера). Новые предпринимательского климата, который существует в настоящее время в связи с ожидаемым согласования, уже создает тенденцию к интеграции. Таким образом, слияния и поглощения происходят в крупных промышленных групп образуются по всей Европе. Согласование технических барьеров и сокращения операционных издержек на физическое Границы, направленных на ограничение суверенитета элементов в области производства, маркетинга и управления человеческими ресурсами. будет легче для европейских фирм для работы с масштаба в различных национальных рынках.

Опрос топ-менеджмента крупнейших 300 корпораций Европы подтвердили эту тенденцию к интеграции (Le Monde 1988). Это обследование дали результаты полностью согласуются с 1 Квадрант мышления. Европейский менеджеров прогнозировать усиление интеграции в связи с предполагаемыми преимуществами крупного рынка (49 процентов), стратегическое партнерство, слияний и поглощений (46 процентов), а эффект масштаба (25 процентов). Кроме того, менеджеры предвидеть менее защиты и субсидирования для защищенных отраслей, таких, как текстильная промышленность, металлообработка и сельское хозяйство. Они надеются, что разработка более эффективных, рационализировать, современной промышленности.

Кроме того, обследование Le Monde нашел, что европейские руководители были уверены, что экономическая интеграция является жизнеспособной стратегией для них, но не для конкурирующих неевропейских МНП. Только 9 процентов европейских менеджеров ожидают американские фирмы, чтобы получить от Европы 1992, в то время как 42 процентов из них ожидают американские компании теряют конкурентные позиции. Аналогичная точка зрения, проведенные европейских менеджеров по поводу недостатков в 1992 году для японских и Юго-Восточной Азии фирм.

В отличие от различных концептуальная картина характерна для третьих стран, фирм (таких, как Канада и Соединенные Штаты Америки) в настоящее время находится за пределами ЕС Хотя некоторые из их затраты на ведение бизнеса в Европе будут снижаться, за пределами фирмы придется столкнуться с повышенным затраты на сбор информации по сравнению с "инсайдерами". Кроме того, в сравнительно крупных промышленных групп появления в Европе, наслаждаясь большей экономии масштаба, это приведет к увеличению барьеров для неевропейских компаний. Например, рассмотрим вопрос о распределении Портера переключения расходов. Можно ожидать, что более мелкие не-европейских фирм будет труднее проникнуть рынки ЕС, если сталкивается с распределительных сетей, которые интегрированы в большей степени с крупными европейскими группами. После 1992 сетей Европы распределение будет выступать в качестве барьеров, наподобие тех, в Японии.

Для не-европейских фирм, эта ситуация будет положить корпорации зависит от экспорта в ЕС в первую очередь на 4 квадранта. Они труднее для экспорта в Европу и конкурировать на экономии от масштаба в условиях интеграции конкурирующими фирмами в ЕС Таким образом, неевропейских "чужих" должны более гибко реагировать на конкретные потребности рынка ЕС. Они нуждаются в адаптации своей продукции и последующей третий общий стратегии Портера внимание, найти нишевых рынков.

Экспортеры из двух стран Северной Америки, будут сталкиваться с более высокими маркетинговые затраты при экспорте на рынки ЕС и еще необходимо рассмотреть вопрос о переходе к нишевым стратегий. Меньшие предприятия найдете эту серьезную проблему. Они могут быть помогли государственными учреждениями (в Канаде и Соединенных Штатах), действующей в качестве посредников, чтобы обеспечить хорошую маркетинговую информацию. Кроме того, переключение в режим ввода на прямые иностранные инвестиции могут обеспечить доступ к рынкам ЕС. Короче говоря, аутсайдерами (экспорт в ЕС) должны стать инсайдерами.

В этом смысле некоторые из американской автомобильной компании, такие как Ford в Европе, находятся в лучшем положении, чем японские автопроизводители. Ограничительной импортной политики, автоматически Италии и Франции дискриминационными по отношению к японского производства автомобилей, и даже те собрались в Великобритании испытали барьеров на пути вступления во Францию из-за споров о степени добавленной стоимости продукции. Если ЕС вводит ограничения на импорт равномерного в течение пяти лет, было бы силы японского МНП автоматического переключения на ПИИ в ЕС на более широкой основе. Такие прямые иностранные инвестиции в странах ЕС уже предпринятые Toyota и Nissan в преддверии таких навязанное государством барьеры. Это подтверждает нашу точку, что день инсайдеров здесь.

В этом разделе воздействия от 1992 года о ЕС и не входящих в ЕС фирмы в целом был обсужден. Посмотрим теперь, как повлияет на 1992 североамериканских конкретных предприятий и соответствующих конкурентных стратегий для этих фирм. Это необходимо учитывать четыре множества двусторонних случаях Финн: североамериканские фирмы или из Европы, и европейские фирмы в настоящее время или из Северной Америки.

ВЛИЯНИЕ НА СЕВЕР 1992 бизнес-стратегии AMERICAN

Основываясь на предыдущем обсуждении рис 1, воздействие 1992 теперь можно рассматривать с точки зрения четыре квадранта на рис 2. Рисунок 1 в основном предписывающий, потому что он показывает, как стратегическое планирование как европейской, так и третьих стран, фирмы должны попытаться проанализировать 1992. В отличие от рис 2 в основном описательный характер. Это позволяет нам классифицировать возможные последствия 1992 на североамериканском бизнеса на четыре категории.

На рисунке 2 горизонтальной оси, различие между двумя видами воздействия, используя внутренние и внешние точки зрения. Бывший относится к деятельности европейских компаний в Северной Америке, где к деятельности фирм Северной Америки в Европу. В обоих случаях соответствующие конкурентной стратегии в качестве реакции на тип воздействия можно изменить существующие виды деятельности или развивать новые виды деятельности, которые были определены на вертикальной оси.

Что касается изменений в существующие деятельности европейских компаний в Северной Америке (Квадрант 1 на рис 2), тенденция к глобальной рационализации не ожидается. Это означает, что существующие североамериканские филиалов европейских фирм будет интегрироваться в более широкую глобальную сеть и таким образом может потерять часть своей автономии. Большой реагировать на давление для интеграции в Европе, несомненно, будет иметь аналогичные последствия распространения в Северной Америке. Кроме того, экспорт деятельности европейских компаний в Северной Америке, вероятно, быть объединены в крупные европейские группы, что привело к увеличению эффекта масштаба и, таким образом, вероятно, способствовать усилению конкуренции в Северной Америке.

Примеры европейских МНК с канадскими филиалами в Квадрант 1 включает Imasco (принадлежит British-American Tobacco), ICI, Рио Тинто Цинк, Королевский-голландской Shell, а также автопроизводителей с распределением в Канаде, например, Volkswagen и BMW. Для всех этих компаний воздействие на 1992 "Главный офис" в Европе будет иметь негативные последствия в своих канадских филиалов.

Квадрант 2 сделки с влиянием на новые виды деятельности европейских компаний в Северной Америке. Здесь увеличение прямых иностранных инвестиций ожидается в Северной Америке, особенно средних европейских групп, которые не работают в Северной Америке раньше. Существует также возможность использовать Канады в качестве экспортной платформы на рынки США. Канада и США соглашения о свободной торговле состоялась между двумя странами неодинаковой величины. Это приводит к относительно высоким стимулом для третьих стран, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), в меньшей нации по соображениям политической диверсификации рисков. Существует вероятность быть ПИИ в новые проекты в Канаде, а не слияния со стороны этих европейских средних групп. Самые крупные европейские МНП (например, Unilever), и тех, кто занимается чистой усилия глобализации пойдут непосредственно в Соединенных Штатах и стремиться к приобретению американских компаний, а не канадских фирм. Это позволит свести к минимуму дополнительных расходов на эксплуатацию чистой стратегии глобализации в крупных интегрированных североамериканский рынок.

Квадрант 3 будет характеризоваться ростом интеграции в Северной американских фирм, которые уже обладают номера в ЕС. Они являются "инсайдерами", и их положение эквивалентно европейских групп, которые уже проанализированы на рисунке 1. Эти североамериканские фирмы могут также играть в игру "слияний и поглощений (в том числе возможность быть приняты более). Это справедливо как для Соединенных Штатов и Канады. Канадский МНП, которые уже включают инсайдеров Northern Telecom, Alcan, Bombardier, Международный Томпсон и пять больших канадских чартерных банков.

Напротив, в Квадрант 4 североамериканских экспортеров в ЕС могут увидеть их экспорт поставлено под угрозу. Европа 1992 приведет к интегрированный рынок характеризуется большей европейский конкурент фирмы с более тесные связи между производством и распределением. Это может заставить североамериканских экспортеров, чтобы перейти к ПИИ с учетом новых характер конкуренции в Европе. Экспортеры должны стать инсайдерами на европейском рынке в 1992 году. Основной проблемой, связанной с ПИИ, особенно для средних фирм Северной Америки, является повышение барьеров входа в ЕС для третьих стран корпораций за счет интеграции стратегии (и в результате эффекта масштаба) на текущий инсайдеров. Разумной альтернативы действия могут быть участвовать в стратегических альянсов с европейскими группами такого же размера.

Недавно эмпирическое исследование Денис и Берк (1989) предлагает поддержку для нашего анализа. В ходе исследования, 18 из 30 крупнейших канадских экспортеров в ЕС, они считают, что 15 фирм разработали "1992" стратегии. Из них 13 планируют иметь узкую направленность, с гораздо более узкий ассортимент продукции будет экспортироваться в ЕС, чем это предлагается в Канаде. Кроме того, 11 из этих 15 фирм планируют начать производство в ЕС Таким образом, в качестве ответа на Европе 1992, большинство из пострадавших канадских экспортеров план, чтобы перейти к ПИИ и попытаться стать инсайдерами.

И наконец, малый бизнес в Северной Америке, пострадавших от Европы 1992 года. Малый бизнес как правило, следует нишевой стратегии. По сути, Квадрант 4 где малый бизнес работает. Есть давление на североамериканском малого бизнеса, потому что конкурирующие фирмы в ЕС будет иметь более широкий доступ к информации. Ошибочно думать, что 1992 будет уменьшить затраты на ведение бизнеса в Европе, если нормы и правила были согласованы. Это упрощенный взгляд на 1992 мероприятий. Вместо этого, новые богатые, яркие и экономически интегрированный рынок формируется, но характерно многократное предпочтений и отличительные региональные вкусы. Это потребует большей осведомленности о суверенитете, как обсуждалось ранее на рисунке 1. Таким образом, малый бизнес в Северной Америке лица крупных инвестиций в ознакомлении с различными сегментами Европы 1992 года. Успешная стратегия требует нишу национального реагирования. Опять же, малый бизнес должен рассмотреть местных партнеров для создания совместных предприятий и других методов, чтобы ознакомиться с Европой.

БАЛАНСИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ INTEGRAIION и суверенитет в 1992 ЕВРОПЕЙСКАЯ

Стратегическое значение Европы 1992 меры означает, что выгоды от интеграции необходимо сопоставлять с сохраняющейся важности суверенитета. Чрезмерное внимание к интеграции является упрощенным стратегии. Это не отрицает, что даже без полного согласования, то может быть важным масштаба учитываются в более интегрированного рынка. Там будут существенные последствия с 1992 года меры по обе европейских и неевропейских фирм в ряде отраслей промышленности, которые сейчас вынуждены реагировать на национальной и отказаться от выгод интеграции.

Европа 1992 приведет к усилению экономической интеграции и масштаба для компаний ЕС, это будет реализовано за счет слияний и поглощений, а также через компании рационализации. В первом случае, не-европейских производителей, таких как Северная американских экспортеров будут сталкиваться с более крупными, более эффективной европейской группы и, следовательно, с более высокими торговыми барьерами. в последнем случае, североамериканские фирмы будут сталкиваться конкуренции, а также в не входящих в ЕС рынках. Тем не менее национальные отзывчивость и суверенитет будут столь же важны для корпоративной стратегии, как интеграция.

Телекоммуникационный сектор является тому примером. В результате для защищенного внутреннего рынка с конкретными национальными стандартами, средние цены на телекоммуникационное оборудование на 90 процентов выше, чем в Соединенных Штатах. если внутренние монополии частично отменила в результате открытия договоры о государственных закупках, не являющихся отечественными фирмами и гармонизации технических стандартов, эффект масштаба, будет получено. Аналогичным образом, в фасованных товаров, пищевых продуктов и пива отраслей, которые имеют множество внутренних барьеров в торговле, экономия от масштаба, зачастую отсутствуют из-за строгих гетерогенных законов, касающихся маркировки, чистоту, добавок и других стандартов.

Тем не менее суверенитет не исчезнет, как Европа 1992 раскрывается. В некоторых областях, таких как телекоммуникации, роль государственных и квази-государственных монополий могут быть сокращены. Британское правительство была заинтересована в приватизации государственной собственности многих коммунальных и корпораций. Другие европейские правительства, особенно в Италии и Франции, сохранить крупных государственных секторах, где приватизация кажется отдаленной. Пока основные куски экономики европейских стран остаются под контролем государства это будет необходимо для частных корпораций продолжать разрабатывать стратегии, которые принимают реальность такого состояния, введенных национальными барьерами. Суверенитет не собирается отойти на задний план после 1992 года. Потенциальное расширение до 1992 Восточная Европа предлагает дальнейшее предостережение к упадку государства. По всем этим причинам вопрос о создании надлежащих ответ на суверенитет будет продолжать настаивать на столько же внимания, как и экономической интеграции, особенно для аутсайдеров.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, более мелких экспортеров nonEuropean особенно придется столкнуться с издержками национального реагирования. Они должны будут адаптироваться к потребностям ЕС, главным образом за счет замены прямых иностранных инвестиций для экспорта или формирования стратегического партнерства с группами уже находятся в ЕС. Только при помощи таких региональных реагирования будет неевропейских стран-экспортеров сможет сохранить и укрепить ниши они развивались в различных охраняемых национальных рынках или рынках характеризуется сильным idiosyncracy (без комплексного европейских производителей).

Изменения в стратегии компании в результате 1992 приведет к общеевропейской консолидации, но нет никаких оснований полагать, что любое сокращение в конкурсе состоится. Все случаи с "общественное измерение" все еще будет изучаться и контролироваться. Таким образом, создание новых монополий в ЕС представляется маловероятным, которые, как правило, чтобы подтвердить ожидания возросшей конкуренции.

Последний вопрос, является ли или нет новые введенные правительством барьеры будут созданы в результате в 1992 году. Будет ли "Крепость Европа" появляются? ЕС себя и членов правительства, явно отвергают создание протекционистских барьеров вступления, которые будут применяться на не-европейских фирм. Однако это не означает, что такие предметы, как государственные закупки будут открыты для не входящих в ЕС фирм. Кроме того, службы не смогут в одностороннем порядке либерализации, чтобы предоставить доступ для неевропейских компаний.

Конкурентных стратегий для неевропейских фирм после 1992 года будет частично зависит от стратегий, которые уже ведутся в их нынешних европейских конкурентов. Кроме того, они в решающей степени зависеть от характера доступа к рынкам ЕС: это путем экспорта или прямых иностранных инвестиций? Как видно из разработанной здесь, что неевропейские компании должны внедряться в ЕС до 1993 года, чтобы избежать возможных барьеров для входа и вынужденные изменения в желаемых конкурентных стратегий.

Очевидно также, что "Крепость Европа" становится, визави не входящих в ЕС экспортеров, даже без четкой стратегии правительств ЕС возведения протекционистских барьеров. Напротив, Европа 1992 означает косвенное барьер входа в неевропейских компаний. Поскольку их европейских конкурентов переместить себя в согласованных внутреннего рынка, nonEuropean фирм сталкиваются с проблемой пересмотра своих стратегий. Даже при отсутствии большим вмешательством государства, процесс фирмы по инициативе конкурентная стратегия предполагает, что европейские компании смогут возвести "естественного" барьеры для входа, к которым не-европейские компании должны реагировать так же, как если бы они были потери доступа к рынкам через протекционизм. В конечном счете препятствием для вступления Просто, будь то частные или государственные факторами. Однако следует также признать, что "новые инсайдеров", бывший экспортеров в ЕС, которые сейчас смещается их вступления режим для прямых иностранных инвестиций, могут быть хорошими возможностями для вызов "старым инсайдеров", которые не будут принимать вызов серьезно пересмотреть свою стратегий. ТАБЛИЧНЫЙ DATA опущен

Ссылки

Чарльз А. Бартлетт, "Строительство и управление транснациональной: Новая организационная Challenge", в ME Портер (ed.), конкурс в глобальной промышленности (Бостон: Издательство бизнес-школа, 1986).

Майкл Calingaert, 1992 Challenge в Европе: развитие внутреннего рынка Европейского Сообщества (Вашингтон: Национальная ассоциация по планированию, 1988).

Паоло Чеккини, Challenge Европейского .. 1992 (Hants, Англия: Wildwood дом ООО, 1988).

Эван Дэвис и др.., 1992: мифы и реалии "(Лондон: Центр бизнес-стратегии, London Business School, 1989).

Жан-Эмиль Дени и Wivina Берк, "Канадский многонациональных: их стратегий решения Европейского сообщества 1992", в R. Luostarinen (ed.), Динамика международного бизнеса: Труды 15-й ежегодной конференции Европейского Международной Бизнес Ассоциации, том 2, (Хельсинки: Хельсинкская школа экономики, 1989), с. 19-32.

Джозеф Д-Крус, "Путеводитель практикующих менеджеров по 1992 год," Международный Бизнес Сцена, Fall 1989.

Майкл Эмерсон и др.. "Экономика 1992 оценке Комиссии ЕС об экономических последствиях завершения внутреннего рынка (Oxford: Oxford University Press, 1988).

Le Monde, "Les предприятиях по европейским лицом ООН марш уникальный", 15 октября 1988, стр. 1.

Майкл Е. Портер Конкурентная стратегия (Нью-Йорк: Macmillan, 1980).

Майкл Е. Портер, конкурентное преимущество (New York, Macmillan, 1985).

Алан М. Rugman, либерализации торговли и международных инвестиций, бумага для обсуждения № 347 (Оттава, Экономический совет Канады, апрель 1988).

Алан М. Rugman и Ален Вербеке, Global Corporate стратегии и торговой политики (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1990).

Алан М. Rugman является профессором международного бизнеса, и Ален Вербеке является приглашенным профессором международного бизнеса, как на факультете управления Университета Торонто.

Hosted by uCoz